ROSCOSMOS: journey from Ministry to State Corporation

ROSCOSMOS: journey from Ministry to State Corporation

19.03.18

Currently known ROSCOSMOS State Space Corporation was termed variously at different times: Federal Space Agency “ROSCOSMOS”, Russian Space Agency, Russian Space Agency under the Government of the Russian Federation, Russian Airspace Agency. However, ROSCOSMOS State Space Corporation dated back to April 2, 1955, when, by the Decree of the Armed Forces of the USSR, one established a brand new organization based on three ministries: the Ministry of General Machine-Building Industry of the USSR (MOM).


MOM and first person in space

The Ministry of General Machine-Building Industry of the USSR supervised a huge amount of scientific organizations and enterprises that developed and produced nuclear-missile weapons and equipment for space exploration. It was led by Petr Goremykin, Brigadier General of the engineering and artillery service. In 1957, the Ministry was integrated with the Ministry of Defense Industry of the USSR.

It is under the supervision of the Ministry of Defense of the USSR that the first-ever launch of the Artificial Earth Satellite (Sputnik-1) and the first-ever human space flight took place. On April 12, 1961, the Vostok 1 space ship sent cosmonaut Yuri Gagarin in space. In general, the USSR conducted 12 launches of Vostok spacecrafts with 10 of them being successful.

On March 2, 1965, the Ministry of General Machine-Building Industry became an independent department again and functioned like this up to 1992. It was led by Sergey Afanasiev, a double hero of socialist labor. At that time, Vostoks were replaced by Voskhods: they were designed for three cosmonauts, a shirt-sleeve flight up to 22 days, and an opportunity for space walks.

The next space ship upgrade was called Soyuz. The first start of Soyuz was on April 23, 1967. These vehicles became the most reliable and time-proof: Soyuz ships were launched successfully 126 times. Between 1971 and 1986, the Ministry was launching Salyut and Progress spacecrafts on Proton launch vehicles.

InSpace Forum ROSCOSMOS: journey from Ministry to State Corporation 1

Mir and investigation of distant planets

A milestone in space exploration was the launch of the first module of the Mir station on February 19, 1986. It was the world’s first station assembled out of the variety of models and served as a prototype of the modern ISS. Mir spent 5511 days in space with cosmonauts (all together 104 people) being there 4594 days. It carried out 86 331 rotations around the Earth and allowed to conduct more than 23 000 experiments.

The Mir station was designed by 280 organizations from 20 Ministries and departments. Salyut stations were the basis for modules.

Besides, the Ministry of General Machine-Building Industry launched a lot of research vehicles to the Moon, Mars, and Venus between 1961 and 1971.

Standstill period

A long standstill period of the Russian space industry started in the 80s and lasted until the end of 90s. In 1991, the Ministry of General Machine-Building Industry was abolished and replaced by the Russian Space Agency under the Government of the Russian Federation in February 1992 that was renamed as the Russian Space Agency in September. In 1998, one launched the first ISS module made by Russia with US money. At the same time, there was less and less money for supporting the Mir station.

In 1999, the department was renamed once again as the Russian Airspace Agency. This development stage was marked by the flooding of Mir station on March 23, 2001. Three years later, the Roscosmos Federation Space Agency appeared, encouraging the growth of Russian cosmonautics (space exploration).

Roscosmos Federation Space Agency

Between 2000 and 2009, the Roscosmos Federation Space Agency conducted 176 launches with only five of them being wrecking.

Meanwhile, Roscosmos developed and launched Soyuz-FG launch vehicles from the R-7 family of rocket. In 2001, the Agency launched a heavy-lift launch vehicle from the Proton-M family: it was designed for placing automatic vehicles into orbit.

From November 2007 till November 2011, one conducted the Mars-500 unique experiment simulating astronaut travel to Mars. Six volunteers agreed to be in the closed complex within 519 days under the conditions as close to the round trip to Mars as possible.

In 2011, Roscosmos launched to Mars the US Curiosity vehicle by NASA order. In the same year, the Russian space station called Phobos-Grunt was sent to the Red Planet, but it stayed on the low earth orbit because of some defects. Early next year, it burned within the dense atmosphere.

InSpace Forum ROSCOSMOS: journey from Ministry to State Corporationi 2

Roscosmos State Corporation

The last reorganization took place in May 2015, transferring the department into the Roscosmos State Corporation. It keeps implementing Russia’s policy in space, regulating space services and public property management in the space sector.

In the beginning of 2016, Roscosmos announced a new space program for ten years, consisting of two stages:

  • 2016-2020: the increase of the amount of Russian space vehicles of scientific and social nature. The development of new technologies and equipment. The upgrade of manufacturing and experimental bases of the rocket-and-space industry.
  • 2021-2025: the support of space grouping of vehicles, its partial re-equipment with new satellites. The development of competitive technologies.

As part of the program, Roscosmos launched the Soyuz-2.1а carrier rocket on July 14, 2017. Such a launch was notable, as the rocket delivered the record amount of satellites for the Russian cosmonautics: 72. Moreover, there was the Kanopus-V-IK satellite for monitoring fires and technological disaster on board.

Totally, Roscosmos carried out 17 launches in 2017. In 2018, it has already performed three successful launches using Soyuz-2 carrier rockets. The next launch is scheduled for March 21: Soyuz-FG will start up from Baikonur. It will have to deliver in space the Soyuz MS-08 manned spacecraft that will bring three cosmonauts to the ISS.

Ekaterina Tkachenko

Ekaterina Tkachenko

Head of the project

e.tkachenko@smileexpo.org

+74952121128 (ext. 128)

Yanina Volovyk

Yanina Volovyk

Conference Coordinator

y.volovik@smileexpo.org

+74952121128 (ext. 79)

Pavel Piatkin

Pavel Piatkin

For Exhibitors and Sponsors

p.pyatkin@smileexpo.sale

+74952121128 (ext. 24)

«Роскосмос»: путь от министерства до госкорпорации

«Роскосмос»: путь от министерства до госкорпорации

19.03.18

Ныне известная ГК «Роскосмос» в разные времена называлась по-разному: Федеральное космическое агентство «Роскосмос», Российское космическое агентство, Российское космическое агентство при Правительстве РФ, Российское авиационно-космическое агентство. Но свое начало госкорпорация «Роскосмос» берет 2 апреля 1955 г., когда Указом ВС СССР на базе трех министерств было создано совершенно новое: Министерство общего машиностроения СССР.

 

Минобщемаш и первый человек в космосе

В ведении Минобщемаша было огромное количество научных организаций и предприятий, которые разрабатывали и производили ракетно-ядерное вооружение и оборудование для освоения космоса. Возглавил его генерал-майор инженерно-артиллерийской службы Петр Николаевич Горемыкин. Но уже в 1957 году ведомство было объединено с Министерством оборонной промышленности СССР.

Именно под руководством Минобороны СССР был осуществлен первый в истории запуск искусственного спутника Земли («Спутник-1») и первый в истории запуск человека в космос. 12 апреля 1961 года космический корабль Восток-1 отправил космонавта Юрия Гагарина в космос. Всего СССР осуществил 12 запусков кораблей «Восток», из которых 10 оказались успешными.

2 марта 1965 г. Министерство общего машиностроения вновь выделено как самостоятельное ведомство и функционирует в таком виде вплоть до 1992 г. Его возглавляет Сергей Александрович Афанасьев, дважды Герой Социалистического Труда. В это время на смену «Востокам» приходят корабли «Восход»: они стали рассчитываться на трех космонавтов, полет без скафандра до 22 дней и возможность выхода в открытый космос.

Следующая модификация кораблей стала носить название «Союз». Первый старт «Союза» прошел 23 апреля 1967 года. Эти корабли стали самыми надежными и долговечными: за всю историю было осуществлено 126 успешных пусков «Союзов». А в период с 1971 по 1986 год министерство запускало на ракетах-носителях «Протон» корабли серий «Салют» и «Прогресс».

InSpace Forum «Roskosmos» put ot ministerstva do goskorporatsii 1

«Мир» и исследование дальних планет

Важной вехой в исследовании космоса стал запуск первого модуля станции «Мир» 19 февраля 1986 года. Она стала первой в мире станцией, собранной из множества моделей и послужила прообразом современной «МКС». За время своего функционирования «Мир» провела 5511 дней на в космосе, из которых 4594 дня на ней находились космонавты (в общей сложности 104 человека). Она совершила 86 331 оборот вокруг Земли, а количество экспериментов, проведенных на «Мире» перешагнуло отметку в 23 тысячи.

Над созданием станции «Мир» трудились 280 организаций из 20 министерств и ведомств. Основой для модулей стали станции серии «Салют».

Также в период с 1961 г. по 1971 г. Министерство общего машиностроения запустило множество исследовательских аппаратов на Луну, Марс и Венеру.

Период застоя

В 80-х годах начался долгий период застоя космической сферы России, продлившийся до конца 90-х. В 1991 году Министерство общего машиностроения было упразднено, а на его месте в феврале 1992 года появилось Российское космическое агентство при Правительстве РФ, которое уже в сентябре переименовали просто в Российское космическое агентство. В 1998 году запущен изготовленный Россией на деньги США первый модуль МКС. При этом денег на поддержку станции «Мир» становится все меньше.

В 1999 году ведомство проходит очередной этап переименования – теперь оно называется Российское авиационно-космическое агентство. Этот этап развития ознаменовался затоплением станции «Мир» 23 марта 2001 г. Три года спустя образуется Федеральное космическое агентство «Роскосмос», которое начинает подъем российской космонавтики.

Федеральное космическое агентство «Роскосмос»

В период с 2000 по 2009 г. Федеральное космическое агентство «Роскосмос» осуществляет 176 запусков, из которых аварийными оказались лишь пять.

В это время «Роскосмос» осуществляет разработку и запуски ракет семейства Р-7 «Союз-ФГ». В 2001 г. агентство проводит запуски ракеты-носителя тяжелого класса из семейства «Протон-М» – она предназначена для вывода автоматических аппаратов на орбиту Земли.

С ноября 2007 по ноябрь 2011 г. проводится уникальный эксперимент «Марс-500», имитирующий полет космонавтов на Марс. Шестеро добровольцев согласились находиться в замкнутом комплексе в течение 519 дней в условиях, максимально приближенных к настоящему полету на Марс с возвращением на Землю.

В 2011 году «Роскосмос» запускает к Марсу американский аппарат Curiosity по заказу NASA. В том же году на красную планету отправляется и российская межпланетная станция «Фобос-Грунт», но из-за неполадок так и осталась на низкой околоземной орбите. В начале следующего года она сгорела в плотных слоях атмосферы.

InSpace Forum «Roskosmos» put ot ministerstva do goskorporatsii 2

Госкорпорация «Роскосмос»

В мае 2015 г. проходит последняя реорганизация, и космическое ведомство приняло вид ГК «Роскосмос». Она продолжает реализовывать политику России в космосе, регулировать космические услуги и управление государственным имуществом в сфере космической деятельности.

В начале 2016 г. «Роскосмос» поделился новостью, что выработана новая космическая программа на десять лет с двумя этапами:

  • 2016-2020 г. – увеличение количества российских космических аппаратов научного и социального назначения. Создание новых технологий и оборудования. Переоснащение производственной и экспериментальной баз ракетно-космической отрасли.
  • 2021-2025 г. – поддержание космической группировки аппаратов, ее частичное переоснащение новыми спутниками. Создание конкурентных технологий.

В рамках программы «Роскосмос» осуществил пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» 14 июля 2017 г. Запуск стал примечательным, поскольку ракета доставила на орбиту рекордное для российской космонавтики число спутников: 72. Кроме того, на борту находился аппарат «Канопус-В-ИК» для отслеживания пожаров и техногенных катастроф.

Всего за 2017 год «Роскосмос» осуществил 17 запусков. А в 2018-м состоялось уже три успешных пуска: все на ракете-носителе «Союз-2». Следующий пуск назначен на 21 марта: с Байконура стартует ракета-носитель «Союз-ФГ». Она должна вывести в космос пилотируемый корабль «Союз МС-08», который доставит троих космонавтов на МКС.

Екатерина Ткаченко

Екатерина Ткаченко

Руководитель проекта

e.tkachenko@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 128)

Янина Воловик

Янина Воловик

Куратор конференции

y.volovik@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 79)

Павел Пяткин

Павел Пяткин

По работе с экспонентами и спонсорами

p.pyatkin@smileexpo.sale

+74952121128 (доб. 24)

Екатерина Васильева

Екатерина Васильева

Менеджер по работе с посетителями

e.vasilyeva@smileexpo.ru

+74951042422 (доб. 5054)