3 March

Moscow, CC "Technopolis"

INSPACE FORUM 2017

International forum

of commercial space industry

Space junk: how to clear orbit and not to block access into space?

Space junk: how to clear orbit and not to block access into space?

15.02.17

In 1991, American space shuttle had to manoeuvre in order to avoid crashing against debris of Soviet satellite called Kosmos-955. In 1996, 10-cm debris of French Ariane-4 rocket crashed into Cerise satellite, making it inoperative. It is just a small part of examples when Earth orbit junk jeopardizes space missions.

Space trash hole or the extent of the problem

Scientists give various data on the amount of space junk on near-earth orbit. According to the report of Johnson Space Center, in 2016, there were 17817 man-made objects. 4257 of them were acting and exhausted satellites, others include 13056 launch-vehicle stages, upper-stage rockets and other space-system engineering and its debris.

According to the European Space Agency, now orbit is hosting:

  • 30000 debris larger than 10 cm;
  • 670000 debris larger than 1 cm;
  • 170 million debris larger than 1 mm.

NASA claims: only 10 of 5160 missions launched since 1957 have accounted for one-third of all debris. A total weight of all space junk is 6300 tons.

If these objects were on low orbits (up to 400 km), they would burn in the atmosphere in several years. But a majority of them are located much higher and they will stay there for thousand or even million years.

In some cases, it is even good: for instance, for exhausted performance potential military satellites, containing around one and a half tons of radioactive fuel (uranium-235 and plutonium-238). They are intentionally brought for burial at the height of 800-1100 km, where they should stay until their radioactivity decreases, in other words – for hundreds of thousands years.

However, in general, such a junk is a threat for space programs of all countries. Its abundance can causes Kessler Syndrome: placing new objects into orbit will be too risky due to the high probability of clashes. Mankind will block the access into space and turn out to be isolated.

Possible solutions are not good enough

Currently, the Committee on the Peaceful Uses of Outer Space and the Interagency Space Debris Coordination Committee formed by several national space agencies are focusing on the space junk issue.

Scientists from all over the world have presented at least several dozens of projects on clearing orbit, but all of them are still unrealized. Given below are the most well-known ideas:

  • Launch a satellite for catching debris using a harpoon and net into space. But what kind of trap will keep the object flying at a speed of 10 km/s?
  • Use big and thin air balloons for wrapping objects, increase their aerodynamic load by a factor of hundreds and make them fall into Earth's atmosphere.
  • Apply robots, moving satellites back to the atmosphere. But each mission will cost approximately 200 million dollars.
  • Launch opaque cloud of tungsten dust into space. It will settle down on the surface of debris, increase their weight and make them lose orbit. The problem is that acting satellites will lose orbit along with junk.
  • Use ground-based lasers to create plasma jets on space junk. Its movement will slow down and debris will enter the atmosphere again. The implementation is prevented by the cost of up to million dollars per one object.

In January 2017, the junk disposal experiment conducted by Japanese scientists (Kounotori Integrated Tether Experiment) has failed. The unmanned spaceship should have loosed 700-m electrodynamics tether for catching debris, but it broke.

Developments in this industry are going on. It is Roskosmos that focuses on this issue in Russia within the Federal Space program. The corporation is going to present its solution in 2018.

Космический мусор: как очистить орбиту и не перекрыть себе выход в космос?

Космический мусор: как очистить орбиту и не перекрыть себе выход в космос?

15.02.17

В 1991 году американскому космическому челноку пришлось маневрировать, чтобы избежать столкновения с обломками советского спутника «Космос-955». В 1996-м 10-сантиметровый осколок французской ракеты Ariane-4 врезался в мачту-стабилизатор спутника Cerise, выведя его из строя. Это лишь малая часть примеров, когда мусор на земной орбите ставит под угрозу космические миссии.

Космическая помойка, или Масштабы проблемы

Ученые приводят разные данные о количестве мусора на околоземной орбите. По отчету Космического центра имени Джонсона, в 2016 году там было 17817 рукотворных объектов. Из них — 4257 действующих и отработавших спутников, а также 13056 ступеней ракет-носителей, разгонных блоков и другой космической техники и ее обломков.

По данным Европейского космического агентства, на орбите сейчас:

  • 30000 обломков размером более 10 см;
  • 670000 обломков более 1 см;
  • 170 миллионов обломков свыше 1 мм.

NASA утверждает: из 5160 миссий, проведенных с 1957 года, всего 10 стали источником трети всех обломков. Общая масса космического мусора достигает 6300 тонн.

Если бы эти объекты находились на низких орбитах (до 400 км), через несколько лет они бы сгорели в атмосфере. Однако большинство из них расположено намного выше, где они останутся на тысячи и даже миллионы лет.

В некоторых случаях даже хорошо — например, для выработавших ресурс военных спутников, на которых остается около полутора тонн радиоактивного топлива (урана-235 и плутония-238). Их намеренно выводят для захоронения на высоту 800-1100 км, где они должны оставаться, пока их радиоактивность не снизится — то есть сотни тысяч лет.

Однако в целом такой мусор — угроза космическим программам всех стран. Его обилие может спровоцировать синдром Кесслера: выведение на орбиту новых объектов станет слишком рискованным из-за высокой вероятности столкновения. Человечество перекроет для себя выход в космос и окажется в изоляции.

Возможные решения недостаточно хороши

Сейчас проблемой космического мусора занимается Комитет по использованию космического пространства в мирных целях при ООН, а также Координационный комитет по космическому мусору, образованный несколькими национальными космическими агентствами.

Ученые со всего мира представили по меньшей мере несколько десятков проектов по очистке орбиты, но все они существуют лишь на бумаге. Вот самые известные из идей:

  • Отправить в космос спутник для отлавливания обломков с помощью гарпуна и сети — но какая ловушка удержит объект, летящий со скоростью 10 км/с?
  • Использовать большие и тонкие воздушные шары для оборачивания объектов, увеличивать их аэродинамическое сопротивление в сотни раз и приводить к их падению в атмосферу Земли.
  • Применять роботов, двигающих спутники обратно в атмосферу — но стоимость каждой миссии составит порядка 200 млн долларов.
  • Выпустить на орбиту плотное облако вольфрамовой пыли — она осядет на поверхности обломков, увеличит их вес и заставит сойти с орбиты. Проблема в том, что вместе с мусором с орбиты сойдут также действующие спутники.
  • Использовать наземные лазеры для создания плазменных джетов на космическом мусоре; его движение замедлится, и обломки вновь войдут в атмосферу. Реализации, опять же, мешает стоимость — до миллиона долларов на объект.

В январе 2017-го провалился эксперимент японских ученых по уборке мусора (Kounotori Integrated Tether Experiment). Беспилотный корабль должен был высвободить 700-метровую электродинамическую привязь для захвата обломков — но она сломалась.

Разработки в этой области продолжаются. В России ими занимается Роскосмос в рамках федеральной космической программы «Устойчивость». В 2018 году корпорация обещает представить собственное решение.

Екатерина Ткаченко

Екатерина Ткаченко

Руководитель проекта

e.tkachenko@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 128)

Янина Воловик

Янина Воловик

Куратор конференции

y.volovik@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 79)

Павел Пяткин

Павел Пяткин

По работе с экспонентами и спонсорами

p.pyatkin@smileexpo.sale

+74952121128 (доб. 24)

Екатерина Васильева

Екатерина Васильева

Менеджер по работе с посетителями

e.vasilyeva@smileexpo.ru

+74951042422 (доб. 5054)