Когда многоразовые полеты станут реальностью?

Когда многоразовые полеты станут реальностью?

08.06.16

О вертикальном приземление космической ракеты в целостности мечтали фантасты еще десятки лет назад. Но только в этом году американцам SpaceX удалось посадить ракету подобным способом на плавучую платформу.

Глава SpaceX Илон Маск стремится сделать полеты в космос экономически выгодными.

Но многоразовый запуск интересует не только SpaceX.

Kogda mnogorazovyie poletyi stanut realnostyu? - 1

Например, Blue Origin удалось трижды приземлить New Orbital: она возвращалась с высоты в сто километров. Побывала в суборбитальном пространстве и ракета SpaceShipTwo компании Virgin Galactic.

Негабаритные транспортные средства и суборбитальный транспорт хорошо подходят для последующего применения. При полете вертикально вверх и вниз гравитация возвращает аппарат обратно. Использование орбитальных аппаратов сложнее, и возвращение ступеней SpaceX — огромный успех.

Наибольшим прогрессом раньше считались космолеты — идея, заимствованная из комиксов о Баке Роджерсе и Флэше Гордоне двадцатых-тридцатых годов. Потом появилась программа «Аполлон». А после 1945 года и капитуляции немцев США использовали их наработки и попробовали создать космоплан X-20 Dyna-Soar с крыльями.

Kogda mnogorazovyie poletyi stanut realnostyu? - 2

После «Аполлона» NASA вновь принялась работать над космическими шаттлами. В итоге, например, шаттлу «Дискавери» удалось выполнить 39 миссий. Но проблема была в том, что между запусками они нуждались в ремонте. То же самое происходит сейчас со SpaceX.

Kogda mnogorazovyie poletyi stanut realnostyu? - 3

Аппарат NASA X37 также выполняет многоразовые полеты в рамках секретных военных миссий для ВВС США на низкой околоземной орбите.

Космоплан NASA HL-20, известный как Dream Chaser, использует Sierra Nevada. В нем уже применяют легковесный композит, к тому же он неплохо приспособлен к космическим давлениям и температурам. Он может запускаться с любыми ракетами и приземляться в любой аэропорт аналогично Airbus A320.

Были и другие попытки: Rotary Rocket Company пытались решить проблему выбора места  приземления с помощью Roton – капсулы в виде перечницы – еще в 1999 году. К сожалению, у компании закончились средства для испытаний, прежде чем удалось добиться результатов.

SpaceX для своей капсулы Dragon V2 собирается использовать схожий подход с Rotary – во внешних стенках встроено 8 ракетных двигателей. Они призваны либо выбрасывать капсулу с экипажем, либо осуществить мягкую посадку.

Kogda mnogorazovyie poletyi stanut realnostyu? - 4

United Launch Alliance, созданная Boeing и Lockheed Martin, собирается приземлять ракетный двигатель на параплане, а вторая ступень должна будет ожидать на орбите, выполняя там ряд задач.

В то же время французский Airbus собираются обучать самостоятельному возвращению в аэропорт.

А вот для возвращения ступени ракеты «Великий поход» Китайское космическое агентство собирается использовать  парашюты.

Исходя из приведенных примеров, похоже, нас ждет еще множество испытаний космических аппаратов. 

Екатерина Ткаченко

Екатерина Ткаченко

Руководитель проекта

e.tkachenko@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 128)

Янина Воловик

Янина Воловик

Куратор конференции

y.volovik@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 79)

Павел Пяткин

Павел Пяткин

По работе с экспонентами и спонсорами

p.pyatkin@smileexpo.sale

+74952121128 (доб. 24)