История Илона Маска, или Как разбогатеть на высокой цели

История Илона Маска, или Как разбогатеть на высокой цели

27.08.15

Кто не знает Илона Маска — предпринимателя-звезду 21 века? Именно он стал прототипом Тони Старка из «Железного человека». В реале с именем молодого  и амбициозного Маска связаны гремящие на весь мир проекты: SpaceX, Tesla и Hyperloop. О нем ходит много слухов, легенд и домыслов, но первая книга вышла лишь сейчас. В ней  — о желании Маска вывести человечество в космос, начать эпоху космического туризма, заменить вредящий атмосфере транспорт на электромобили.

Авантюризм в наследство

1948 год. Дедушка Илона Маска переселяется из Канады в Южную Африку, куда перевозит собственноручно разработанный самолет Bellanca Cruisair.  После этого на маленьком автомобиле он совершает путешествие через полмира — в Норвегию и Австралию, взяв в  штурманы жену. До этого ни одному человеку не удавалось преодолеть подобный маршрут на транспорте с одним мотором. Видимо, бесстрашие и риск передались Илон Маску от деда, который погиб в 72 года за штурвалом самолета.

На рубеже своего 40-летия  Маск  уже был владельцем четырех успешных  компаний, три из которых работают и сегодня. Речь о производителе электрических автомобилей Tesla (капитализация — $31,47 млрд.), аэрокосмической  компании SpaceX (стоимость оценивается  в $12  млрд.) и платежной системе PayPal ($47 млрд.). Около $6 млрд. составляет стоимость Solar City, компании, где Маск является председателем совета директоров, крупным акционером и заодно кузеном основателей.

Примечательно, что миллиардные компании Маск построил там, где уже давно никто не мог конкурировать с «акулами». Речь  о  космической отрасли  и автомобилестроении. Но только сейчас успехи миллиардера оценили по достоинству: наконец-то о нем написали книгу.

Ее автором стала журналистка Эшли Ванс, на встречах с которой побывали десятки родственников и друзей Илона, сотни его партнеров и коллег,  инвесторов, две бывшие жены. Конечно, разговор состоялся и с самим миллиардером.

Книга не дотягивает до окончательной биографии, ведь ее главный герой еще даже не отпраздновал 45-летие. Но получился интересный репортаж на 300 страниц о человеке, желающем покорить Марс.

Из африканского детства — к астродинамике

 

Как и большинство людей, добившихся успеха, у Маска не было счастливого детства: жить в Южной Африке времен апартеида было крайне непросто.  Отдушину будущий изобретатель находил в научной фантастике и программировании. В 12 лет код его первой игры опубликовали в местном журнале. В 17 Маск перебрался  в Канаду, где работал  уборщиком бойлерной на лесопилке с окладом  $18 в час.

Далее была стажировка в банке Nova Scotia, получение диплома по физике и бизнес-администрированию в Университете Пенсильвании. Деньги на учебу  Маск зарабатывал в подпольном клубе, помещение для которого с другом сняли за копейки в пустом здании студенческого братства. Летом изобретатель  зарабатывал «на хлеб с маслом» в калифорнийских софтверных компаниях.

Миллионером Илон Маск стал в 27 лет: он продал свою первую компанию Zip2 и был устранен из нее компании, получив в качестве отступных $22 млн. за свой пакет акций.  На эту сумму он приобрел гоночную машину McLaren F1, чешский учебно-боевой самолет L39, а также лицензию пилота.

Но большая часть денег, около $12 млн., была вложена в новый стартап — X.com, ставший пионером среди  онлайн-платежей. Впоследствии X.com превратился в PayPal, который был продан в 2002 году за $1,5 млрд.  Как и в первый раз, основателя со скандалом выгнали из компании, но теперь он получил $150 млн. отступных. Эта сумма стала основой будущей  империи Маска.

Колонизация Марса интересовала его с юных лет, он всегда был уверен, что будущее именно за этим.  Получив образование и  финансовый достаток,  он не изменил свое мнение.

Когда Маск «вылетел»  из очередной собственной компании, то стал  основателем  фонда «Жизнь на Марсе». С этого момента к разговору он стал приглашать  астронавтов, ракетных инженеров, экспертов НАСА —  всех, с кем только мог связаться.  В итоге Илона посетила гениальная мысль:  отправить на Красную планету теплицу с растениями, которые могли бы там производить кислород — как фотосинтез на Земле привел к производству пригодного для дыхания воздуха. Маск подумал, что для реализации операции ему необходимо 20 млн., если приобрести  в России несколько ракет и переделать их под свои потребности.

Решение принято, и нет времени откладывать его в долгий ящик:  первый бизнес-план SpaceX Маск набросал в самолете, покидая  Москву. В завершение второго визита он уже понял, что не сможет стать владельцем подержанных баллистических ракет.  В самолете  Илон обратился  к своим компаньонам: «Я думаю, мы можем построить эту ракету сами. Нет, серьезно, у меня и табличка есть». Затем он расписал материалы и комплектующие, которые понадобятся для постройки носителя, даже описал его технические характеристики. Затем физик по образованию начал штудировать  большое количество книг по темам: «Основы ракетостроения», «Начала астродинамики» и «Газовые турбины и ракетные двигатели».  Все это было очень вовремя: в течение короткого времени появились деньги от закрытия сделки по PayPal.

Высокая цель важнее прибыли

В 2002 году  Маск зарегистрировал компанию, огромный ангар в Лос-Анджелесе, который ранее предназначался для сборки фюзеляжей Boeing 737. Изобретатель был уверен в успешном запуске спустя полтора года. Через год появился двигатель Merlin, затем — первая ракета Falcon 1. Но чтобы  первая частная ракета на жидком топливе достигла орбиты Земли, понадобилось еще 5 лет.

SpaceX — единственная компания, которая может похвастаться подобными достижениями. 10 лет ее работы ознаменовались появлением собственного ракетного двигателя, нескольких моделей ракеты-носителя Falcon и космического корабля Dragon.  

Примечательно, что для одного запуска ракеты Falcon 9 необходима меньшая сумма, нежели для отправки на орбиту ракеты United Launch Alliance, являющейся совместным предприятием  Boeing и Lockheed Martin.

С трудом верится в наличие подобного диспаритета, но он есть. Маск был поражен, насколько высок уровень неэффективности  космической  индустрии.

Уже давненько слагают легенды об экономности предпринимателя. Несмотря на миллиардные обороты, все покупки в компании дороже $10 тыс. санкционируются лично гендиром.  Если оборудование можно купить дешевле, Маск никогда не будет переплачивать. Оттого SpaceX не закупает  комплектующие на стороне, как это планировалось сначала, а  производит  90% ракеты силами своего цеха.

Недавно присутствуя на слушаниях в Конгрессе, он пытался убедить государство возложить запуск оборонных спутников на его компанию.  Военные заказы позволят SpaceX стать ближе к своей давешней цели: совершать 12 запусков в год.

 

Но больше всего Илона Маска беспокоит не прибыль (она нужна, чтобы не выйти из бизнеса) — в своих действиях он  руководствуется  высшим предназначением. Два года назад сотрудники с опционами обсуждали между собой возможность публичного размещения акций, что обеспечит инженерам заработок. Свою позицию Маск объяснил в письме: «Меня очень беспокоит идея выхода на IPO, прежде чем мы наладим транспорт на Марс. Создание технологий, необходимых для появления там жизни, всегда были и остаются фундаментальной целью нашей компании».

Производственный роман

В литературе есть такое понятие: производственный роман. Он является литературным  произведением о профессионале, решающем все  производственные задачи. Перед нами — реальное воплощение  этого жанра. Илон Маск — это SpaceХ, все остальное в его жизни второстепенно. Ниже в списке приоритетов места отданы пятерым сыновьям, двойняшкам и тройняшкам, которые с отцом живут четыре дня в неделю; инвестициям в  оператора солнечной энергии Solar City; Tesla Motors, которой он управляет, отправляясь  на два дня в неделю в Северную Калифорнию.  Недавно в этот перечень попал проект вакуумного поезда, который имеет околозвуковую  скорость, — Hyperloop.

Чтобы осилить все это, Маск работает 400 часов в месяц, ожидая от остальных того же. «Что-то слишком многие у нас перестали работать по субботам», — такое замечание прозвучало однажды с его уст.

Чем вам не производственный роман, в котором герой, бросив все свои силы на решение задачи, одерживает победу? И все это не на бумаге происходит, а в жизни.

Около 1000 инженеров забыли о сне, еде, о любимых женщинах, которых даже не завели. Ежедневно они решают множество  новых проблем, несущих реальную угрозу для существования  компании.  Сам Маск  в течение последних десяти лет трижды попадал под риск разорения, так как все до последнего вкладывал в бизнес.  Команда бизнесмена успевает все: создавать новые отрасли, шутить, читать книги и радоваться простым проявления жизни. Все потому, что перед собой они поставили высокую цель, связанную с дальнейшим существованием человечества.

По первому впечатлению, у предприятий и увлечений Илона Маска нет ничего общего. Но их нельзя назвать случайными. Межпланетарный  транспорт,  солнечная энергия, электромобили были в мыслях изобретателя с самых ранних лет.  Прочитав новую книгу, остается впечатление, будто все технологии создают для будущей жизни на Марсе.

Если задуматься, то это так: колонизировав Красную планету, человечеству нужны будут ракеты, солнечные панели высокого качества, электротранспорт, аккумуляторы высокой мощности, вакуумные поезда.

«Я хочу умереть на Марсе, — говорит Маск, — но только не при посадке». Если предприниматель не отступит от своего плана, то книга получит продолжение.  И в этот раз производственная сага будет развиваться не на Земле.  

Екатерина Ткаченко

Екатерина Ткаченко

Руководитель проекта

e.tkachenko@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 128)

Янина Воловик

Янина Воловик

Куратор конференции

y.volovik@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 79)

Павел Пяткин

Павел Пяткин

По работе с экспонентами и спонсорами

p.pyatkin@smileexpo.sale

+74952121128 (доб. 24)

Екатерина Васильева

Екатерина Васильева

Менеджер по работе с посетителями

e.vasilyeva@smileexpo.ru

+74951042422 (доб. 5054)