Drones are very popular in Russia but 99% of users violate the law – Denis Efremov

Drones are very popular in Russia but 99% of users violate the law – Denis Efremov

13.03.18

In order to launch a drone in Russia, one must request permission in the Mission Control Center (MCC) within three days. So it turns out that most of the drones’ launches are illegal. This was stated in an interview with the InSpace Forum 2018 speaker, head of the MTI aerospace laboratory – Denis Efremov. We talked to Denis about legal difficulties associated with the development of the laboratory, and the popularity of stratospheric and space tourism.

Interviewer: InSpace Forum (InSF)
Respondent: Denis Efremov (D.E.)

InSF: Hello, Denis. One of the developments of the MTI aerospace laboratory is a drone, delivering equipment for cardiopulmonary resuscitation. Tell us, what legal difficulties can one face in Russian realia when using such a drone?

D.E.: Legal difficulties are the main problem we face when implementing the project. The operation of copters and other unmanned aerial vehicles is not yet regulated in Russia. For example, Moscow is a no-flying zone. Only helicopters of emergency services can fly in the airspace of the city. In theory, our drone with a defibrillator could pass as an ambulance, but so far, this is unclear from a legal point of view. And no one can really say anything, because there is still no working law on drones.

Another problem is also a legal one, but it is concerning the use of a defibrillator. Unlike many countries where absolutely all citizens can use it, in Russia, the right to use the defibrillator is given only to physicians.


InSF: In other words, if an ordinary citizen (not a doctor) uses the defibrillator on a person who had a heart attack, they could be punished for their actions?

D.E.: Exactly. If there’re not a medic, they can not use a defibrillator. Even though our device is fully automated. It determines whether it can harm a person: if there is a pulse, the device will not clear. But the law dictates its rules. There are a lot of bureaucratic and legal problems – our legislation lags behind here.


InSF: Is there a positive trend in the development of relevant bills on copters in Russia?

D.E.: Of course. The MTI aerospace laboratory and developers of the defibrillator have done some work in this direction. We interact with legislative bodies on this matter. But it is difficult – the story with the law on registration of unmanned vehicles can happen again: it was accepted and canceled several times. The rules of UAV registration changed, and the organizations responsible for registration officially replied that they did not know how to do this and could not register anything. In other words, it is difficult to predict what the regulation of this area in Russia will be like.

Now, according to the law, every citizen has to contact the MCC in three days with a request for permission to fly in a specific area. They must provide a complete flight plan: indicating the altitude, route and time. It is clear that this is not easy, and few people conduct flights according to all rules.


InSF: What technical difficulties did you encounter when developing a drone with the defibrillator?

D.E.: The only difficulty that by the way still exists is landing. Because automatically take off and get to the location given by coordinates is not a problem. But to land in an unknown place is more difficult. There can be various obstacles: wires, people, trees, cars and many other things.

This task is being solved now: we are developing a neuropilot, which will be able to analyze the territory and choose the best place for landing. For this, we will equip the drone with sensors: radars, lidars and other devices that will provide the needed information about the surrounding space.

There are also minor problems – load capacity, type of battery, energy consumption by the defibrillator and the drone itself. But these are standard difficulties – they can be solved.


InSF: How popular are drones in Russia? What are the obstacles in the development of this area in the country?

D.E.: Drones are very popular now. Sales are excellent, especially for copters, which are designed for shooting video material. At the same time, 90% of users, if not 99%, violate the law on the use of airspace. There is a collision: the market is huge, people who own copters are very many, but according to the law, they can not use them.

The drone market itself has no problems. There are legal obstacles. Many people do not even suspect that they violate the law somehow. There is a problem of registering drones, but it is not the most important one. The main thing is using airspace. No one applies for the child to fly a mini-drone in the air for 20 minutes. Professional companies are a different thing, this is what they do – they apply for the use of airspace.


InSF: Another project of your laboratory is Near Space, aimed at the development of flights to the stratosphere. Tell us, who and why will need to fly to the stratosphere?

D.E.: We have been doing these flights for seven years and we’ve done about 70 launches, among the main customers are educational institutions and scientists. For the latter, we conduct experiments in conditions close to space: we raise the drones to a height where the temperature reaches – 60°C, there is practically no air and high level of radiation.

The launch of drones into the stratosphere can also be ordered by engineers. When it is necessary to develop some technologies, we sometimes launch satellite components. In addition, we have a fairly large market of advertising launches, when we simply launch logos of companies into the stratosphere.

There are plans for manned tourist flights. There are only a few such projects in the world – in Europe and the United States. Now we are trying to calculate the ticket price for a stratospheric tourist. We plan to fly a human to a height of 40 km on a stratostat. In fact, it's a huge balloon filled with helium.


InSF: How long will it take to develop your stratospheric tourism project?

D.E.: It depends on the financing. At least one year, with significant funding. All this has already been partially worked out, and in the 60s, Russia conducted stratostat flights. Today the most difficult thing is a spacesuit. In theory, it can be bought.


InSF: Regarding the stratospheric flight. How will the tourist get ready to fly to the stratosphere?

D.E.: According to our project, nothing is required from the tourist, except for good health. We have the option, where the tourist is completely in the hands of an instructor, who conducts the flight. There is also an option where the tourist flies by himself or herself. In the latter case, of course, serious preparation is required: control of the stratostat, parachute training, working out the unusual situations.


InSF: And what about suborbital flights and tourist flights to the ISS? What training is needed in these cases?

D.E.: Almost the same. But the tourists will not have the option to fly alone (at least, in the next 50 years, for sure). There will be a pilot, instructors and tourists, in fact, will be just passengers. A little is required of them, except for sound health: a suborbital flight will include weightlessness, and a person must be ready for it.


InSF: In your opinion: how popular will space tourism be say, in 100 years?

D.E.: This is a difficult question, because 60 years ago people were sure that in 20 years they will already walk around on Mars. Then the speed of development of the space industry was high. Now we have a different paradigm. State funding for space programs has greatly decreased, but serious private players have emerged. And if such businessmen as Elon Musk or Jeff Bezos are investing in space, it means that they see the prospects in this industry. And not in a100 years, but 20-30 years.

The market of space tourism already exists. Not that long ago people were willing to pay $50 million for a flight to the ISS and there was a queue of those wishing. Now I know people who have already paid $100-200 thousand for a suborbital flight, although such flights are only at the development stage.


InSF: On March 21, you will give a presentation at InSpace Forum 2018. What will you talk to the audience about?

D.E.: I will give two presentations. In the first, I'll talk about the drone that can deliver the defibrillator in detail: about its landing system and legal problems. I will dedicate the second report to flights to the stratosphere: I will talk about the capabilities of the MTI aerospace laboratory and piloted tourism.


Register to InSpace Forum 2018 and learn more about stratospheric tourism in Russia.

Ekaterina Tkachenko

Ekaterina Tkachenko

Head of the project

e.tkachenko@smileexpo.org

+74952121128 (ext. 128)

Yanina Volovyk

Yanina Volovyk

Conference Coordinator

y.volovik@smileexpo.org

+74952121128 (ext. 79)

Pavel Piatkin

Pavel Piatkin

For Exhibitors and Sponsors

p.pyatkin@smileexpo.sale

+74952121128 (ext. 24)

Денис Ефремов: «Дроны в России очень популярны, но 99% пользователей нарушают закон»

Денис Ефремов: «Дроны в России очень популярны, но 99% пользователей нарушают закон»

13.03.18

Чтобы в России запустить дрон в воздух, нужно за три дня запросить разрешение в Центре организации воздушного движения. Выходит, что большинство запусков беспилотников – незаконны. Об этом в интервью рассказал спикер InSpace Forum 2018, глава Аэрокосмической лаборатории МТИ – Денис Ефремов. Мы побеседовали с Денисом о юридических сложностях, связанных с разработками лаборатории, и о популярности стратосферного и космического туризма.

Интервьюер: InSpace Forum (InSF)
Респондент: Денис Ефремов (Д.Е.)

InSF: Здравствуйте, Денис. Одна из разработок Аэрокосмической лаборатории МТИ – дрон, доставляющий оборудование для сердечно-легочной реанимации. Скажите, с какими юридическими сложностями можно столкнуться в российских реалиях при использовании такого дрона?

Д.Е.: Юридические сложности – главные, с которыми мы сталкиваемся при реализации проекта. В России до сих пор не урегулирована эксплуатация коптеров и других беспилотных летательных аппаратов. К примеру, в Москве и вовсе действует бесполетная зона. Летать в воздушном пространстве города могут только вертолеты экстренных служб. В теории наш дрон с дефибриллятором мог бы сойти за летательный аппарат «скорой», но до сих пор этот момент неясен с юридической точки зрения. И никто толком не может ничего сказать, ведь работающего закона по беспилотникам нет до сих пор.

Другая проблема – тоже юридическая, но она связана с применением дефибриллятора. В отличие от многих стран, где его могут использовать абсолютно все граждане, в России право применять дефибриллятор дается только медикам.


InSF:  Другими словами, если рядовой гражданин (не медик) применил дефибриллятор к человеку, у которого случился сердечный приступ, он может понести наказание за свои действия?

Д.Е.: Именно так. Если он не медик, то не имеет права использовать дефибриллятор. Даже несмотря на то, что наше устройство полностью автоматизировано. Оно само определяет, может ли нанести вред человеку: если есть пульс, то устройство не даст разряд. Но закон диктует свои правила. Бюрократических и юридических проблем пока хватает – наше законодательство в этом плане отстает от многих стран.


InSF:  А есть ли положительная тенденция в разработке релевантных законопроектов по коптерам в России?

Д.Е.: Конечно. У нас в Аэрокосмической лаборатория МТИ и у создателей дефибриллятора есть свои наработки в этом направлении. Мы взаимодействуем по ним с нашими законодательными органами. Но это сложно – может повториться та же история, что с законом по регистрации беспилотников: он несколько раз то принимался, то отменялся. Менялись нормы регистрации БПЛА, а организации, отвечающие за регистрацию, официально отвечали, что не знают, как это делается, и не могут ничего зарегистрировать. Другими словами, сложно предсказать, каким будет регулирование этой сферы в РФ.

Сейчас по закону любой гражданин обязан за трое суток обратиться в Центр организации воздушного движения с запросом на разрешение полетов в конкретной зоне. Он должен предоставить полный план полета: с указанием высоты, маршрута передвижения и времени. Понятно, что это непросто, и мало кто проводит полеты по всем правилам.


InSF: С какими техническими трудностями вы столкнулись при разработке дрона с дефибриллятором?

Д.Е.: Единственная трудность, которая, к слову, существует до сих пор – это момент посадки. Потому что автоматически взлететь и добраться в заданное координатами место – не проблема. А вот приземлиться в неизвестном месте – сложнее. Там могут быть различные препятствия: провода, люди, деревья, машины и множество других предметов.

Эту задачу мы и решаем сейчас: разрабатываем некий нейропилот, который сам сможет проанализировать территорию и выбрать лучшее место для приземления. Для этого мы оснастим дрон датчиками: радары, лидары и другие устройства, которые дадут исчерпывающую информацию об окружающем пространстве.

Есть и второстепенные проблемы – грузоподъемность, тип аккумулятора, потребление энергии дефибриллятором и самим дроном. Но это стандартные трудности – они решаемы.


InSF: Насколько популярны беспилотники в России? Какие препятствия для развития этой сферы существуют в стране?

Д.Е.: Дроны сейчас очень популярны. Продажи идут отлично, особенно по коптерам, которые предназначены для съемки. В это же время 90% пользователей, если не 99%, нарушают закон по использованию воздушного пространства. Произошла такая коллизия: рынок огромен, людей, владеющих коптерами, очень много, но по закону они не могут их применять.

У самого рынка беспилотников проблем нет. Есть юридические преграды. Многие даже не подозревают, что они каким-то образом нарушают закон. Есть проблема регистрации беспилотников, но она не самая главная. Первое – это использование воздушного пространства. Никто не подает заявки для того, чтобы ребенок поднял в воздух свой мини-дрон на 20 минут. Профессиональные компании – другое дело, они этим занимаются – подают заявки на использование воздушного пространства.


InSF: Другой проект вашей лаборатории – «Ближний космос», направленный на развитие полетов в стратосферу. Скажите, кому и зачем могут понадобиться полеты в стратосферу?

Д.Е.: Мы занимаемся этими полетами уже семь лет, осуществили порядка 70 запусков, среди основных заказчиков – образовательные учреждения и ученые. Для последних мы проводим эксперименты в условиях, приближенных к космическим: поднимаем аппараты на высоту, где температура доходит до -60 °C, практически отсутствует воздух и отмечается высокий уровень радиации.

Запуски аппаратов в стратосферу заказывают и инженеры. Когда необходима отработка каких-то технологий, мы иногда запускаем спутниковые компоненты. Кроме того, довольно большой рынок у нас получился по рекламным запускам, когда мы просто запускаем в стратосферу логотипы компаний.

Есть планы по пилотируемым туристическим полетам. В мире существует лишь несколько таких проектов – в Европе и США. Сейчас мы пытаемся рассчитать стоимость билета для стратосферного туриста. Мы планируем поднять человека на высоту 40 км на стратостате. По сути, это огромный воздушный шар, заполненный гелием.


InSF: Сколько времени может занять разработка вашего проекта по стратосферному туризму?

Д.Е.: Это зависит от финансирования. Минимум – год, при значительном финансировании. Все это уже отчасти отработано, и в 60-е годы прошлого века в России проводились полеты стратонавтов. Сегодня самое сложное – это скафандр. В теории его можно купить.


InSF: Касательно стратосферного полета. Как нужно будет подготовиться туристу для полета в стратосферу?

Д.Е.: По нашему проекту от туриста ничего не потребуется, кроме хорошего здоровья. У нас есть вариант, когда турист полностью отдается в руки инструктора, который и проводит полет. Есть также вариант, когда турист летит самостоятельно. В последнем случае, конечно, требуется серьезная подготовка: управление стратостатом, парашютная подготовка, отработка нештатных ситуаций.


InSF: А как насчет суборбитальных полетов и полетов туристов на МКС? Какая подготовка нужна в этих случаях?

Д.Е.: Почти та же. Разве что у туристов не будет варианта полететь в одиночку (по крайней мере, ближайшие 50 лет – точно). Будет пилот, инструкторы, а туристы, по сути, будут лишь пассажирами. От них мало что требуется, кроме крепкого здоровья: суборбитальный полет будет сопровождаться невесомостью, и человек должен быть к ней готов.


InSF: Ваше мнение: насколько популярным будет космический туризм, скажем, лет через 100?

Д.Е.: Это сложный вопрос, так как еще 60 лет назад люди были уверены, что через лет 20 они уже будут гулять по Марсу. Тогда скорость развития космической индустрии была высокой. Сейчас у нас другая парадигма. Государственное финансирование космических программ сильно сократилось, зато появились серьезные частные игроки. И если такие крупные бизнесмены, как Илон Маск или Джефф Безос, вкладываются в космос, значит, они видят перспективы в этой отрасли. Причем перспективы не через 100 лет, а лет на 20-30.

Рынок космического туризма уже существует. Совсем недавно за полеты на МКС люди готовы были платить по $50 млн за полет, и была очередь из желающих. Сейчас я знаю тех, кто уже заплатил $100-200 тысяч за суборбитальный полет, хоть такие полеты находятся только на стадии разработки.


InSF: 21 марта вы выступите в качестве спикера на InSpace Forum 2018. О чем вы расскажете аудитории?

Д.Е.: У меня будет два доклада. В первом я подробнее расскажу о беспилотнике, который может доставлять дефибриллятор: о его системе посадки, о юридических проблемах. Второй доклад я посвящу полетам в стратосферу: расскажу о возможностях Аэрокосмической лаборатории МТИ и о пилотируемом туризме.


Зарегистрируйтесь на InSpace Forum 2018 и узнайте больше о стратосферном туризме в России.

Екатерина Ткаченко

Екатерина Ткаченко

Руководитель проекта

e.tkachenko@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 128)

Янина Воловик

Янина Воловик

Куратор конференции

y.volovik@smileexpo.org

+74952121128 (доб. 79)

Павел Пяткин

Павел Пяткин

По работе с экспонентами и спонсорами

p.pyatkin@smileexpo.sale

+74952121128 (доб. 24)